Обработка кожи
Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служил материал из шкур животных. Способы обработки кожи, процесс ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.
Особенности кожи
Кожа - естественный материал, сделанный из шкур животных. Так же, как никакие два животных не одинаковы, никакие две части кожи не идентичны. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются "марками различия" в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию.Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако, подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.
Есть много факторов, которые могут вызвать изменение в коже животного, такие как его возраст, климатические условия, пища и забота, сезон, в который животное было забито, и навыки, используемые при ее обработке, например, при дублении. Все это будет подробнее рассмотрено ниже.
История выделки кожи
Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать.
Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились "дубовыми", поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками, а также разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало "составляющей" рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в "Илиаде", говорит, что сыромятную кожу, "напоенную туком", растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).
Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном.
Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии.
В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Кожу вымачивали в чанах с "гнилым" соленым раствором или в "мертвых колодцах": к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.
Некоторые народы вместо соли использовали квасцы: так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра I (исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений.
Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.
Виды кож
Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.
Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.
Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.
Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.
Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.
Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.
Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.
Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.
Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты.
Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.
Красят кожу покрывным и глубоким крашением.
Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги.
Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.
Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.
По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три. Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.
Кожа по способу окраски
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
Красящие вещества
Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные.
При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси.
Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3 г муравьиной кислоты на 1 л воды.
Субстантивный краситель или прямой краситель представляет собой краситель, который прилипает к своей подложке под действием неионных сил. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется.
Во всех случаях окраска производится при 45-50°.
Окраска хромовой кожи
Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
Окраска лайковой кожи
Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°). Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.
Окраска замшевой кожи
При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
Окраска лакированной кожи в черный цвет
Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой. Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли. Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза. Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.Прессованная кожа
"Прессованная кожа" - это не профессиональный термин. Название, скорее всего, возникло в обиходе торговцев. "Прессованная кожа" - материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи. Один из компонентов, применяемых при ее изготовлении, - это обрезки, лоскутки, хромовая стружка, кожевенная пыль и другие отходы, остающиеся после выработки и раскроя натуральной кожи. Второй компонент - синтетические связующие волокна из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена, которые расплавляются и склеиваются при нагревании. Третий компонент - синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Сначала кожевенные отходы измельчают на грануляторе. Затем смесь волокон очищают от околоволоконных элементов. На следующем этапе добавляют в состав синтетические связующие волокна, синтетические термопластические смолы и другие добавки. Затем на формующем аппарате смесь превращается в плоский лист.Следующий этап - сушка листа в сушильной печи. Наконец, сухой лист прессуют при температуре, превышающей точку плавления смолы на 17 градусов, в течение 15 - 60 секунд. При этом смола плавится и пропитывает волокнистую структуру. После охлаждения получается кожеподобный материал, который и называют "прессованной кожей". Остается только произвести отделку.
Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом "прессованной коже" присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая.
Так что изделие из "прессованной кожи", прослужит недолго.
Поэтому только вам решать что выбрать: кожу, "прессованную кожу" или кожзам. Оптимальное сочетание цены и качества каждый определяет для себя сам, с учетом своих личных особенностей жизни, личных требований и пожеланий.